Меню Рубрики

Вузы разделят на три типа при аккредитации

Вузы разделят на три типа аккредитации вузов — базовой, продвинутой и ведущей. «Ъ» узнал, как может измениться система государственной аккредитации вузов. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, что созданная правительством межведомственная рабочая группа обсуждает вариант создания трех типов аккредитации — базовой, продвинутой и ведущей. При этом базовый вуз должен заместить значительную часть предметов онлайн-курсами, которые разработают ведущие вузы. Мнения ректоров разделились: одни считают нововведение оправданным, другие расценивают как посягательство на автономию университетов.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о возможных изменениях госаккредитации вузов, беседуя с корреспондентом «Ъ» в кулуарах международной образовательной конференции EdCrunch 2018. «Сейчас обсуждается вопрос о том, что для программ высшего образования будет три уровня госаккредитации: базовый, продвинутый и аккредитация ведущего университета, — сказал он.— Базовый будет предполагать, что вуз должен значительную часть курсов реализовать в сетевой форме, когда вместо традиционных лекций будут онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования. Таким образом, за качество этих курсов будут отвечать профессора ведущих университетов.

Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз может все курсы готовить своими силами. «А обладатели аккредитации ведущего университета будут иметь ее только в том случае, если они обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме и сделать доступными для широкой аудитории», — рассказал господин Кузьминов.

По его словам, такой вариант сейчас обсуждает рабочая группа по госаккредитации, в которую входят представители Минобрнауки, Рособрнадзора, Национального совета по профессиональным квалификациям, вузовского сообщества и объединений работодателей. Стоит отметить, что накануне господин Кузьминов анонсировал полный отказ ВШЭ от традиционных лекций — он пообещал, что вместо них преподаватели будут записывать для студентов онлайн-курсы (см. «Ъ» от 2 октября).

Напомним, общественная дискуссия о пересмотре подходов к контролю за деятельностью вузов развернулась после того, как в 2017 году Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) был лишен лицензии на ведение образовательной деятельности (восстановил в августе 2018 года). В мае этого года Рособрнадзор лишил госаккредитации Московскую высшую школу социальных и экономических наук (Шанинка). В июле Ассоциация ведущих университетов России и ассоциация «Глобальные университеты», в которые входят 50 крупнейших вузов РФ, обратились к президенту Владимиру Путину с предложением скорректировать систему аккредитации. После этого и была создана межведомственная рабочая группа.

«Если при лицензировании и аккредитации будет учитываться не просто наличие у вуза всех документов, но прежде всего объективные, не зависящие от Рособрнадзора критерии вроде рейтингов, индексов цитирования и среднего балла ЕГЭ абитуриентов, это пойдет системе только на пользу», — сказал «Ъ» ректор ЕУСПб Вадим Волков.

При этом он отмечает, что введение трех типов аккредитации может «создать некоторый перекос»: «Если базовые университеты будут использовать до 70% материалов ведущих вузов, это еще больше укрепит позиции последних. Если лицензия и аккредитация будут объединены, лишая базовый вуз чего-то одного, ведущий полностью сместит его с образовательного рынка и лишит возможности продолжать работу». «Главное, чтобы клуб ведущих вузов не стал закрытым», — считает он. Тем не менее, по словам господина Волкова, если инициатива будет распространена еще и на негосударственные вузы, для Европейского университета она принесет скорее положительный эффект.

Ректор Физтеха Николай Кудрявцев также положительно относится к идее: «Время идет, и подходы меняются. Тренд последних пяти-семи лет — это развитие онлайн-курсов. Тут ведомства уловили общее настроение, они готовят нормативную базу, чтобы нововведения учитывались при процессе лицензирования». «В работе со студентами мы стараемся утверждать для каждого собственную программу. Почему тогда с вузами должно быть иначе? — продолжает господин Кудрявцев.— За ведущими университетами не нужно приглядывать, они справятся сами, и Рособрнадзор это знает. А для проблемных вузов действительно нужен иной подход».

Ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров заявил «Ъ», что «крайне негативно» относится «к последним реформам (Рособрнадзора.— “Ъ”)». По его словам, каждый университет должен самостоятельно решать, какие программы разрабатывать: «У нас есть национальные университеты, есть опорные, и никто не может между ними провести грань. Университеты являются автономными, а лишнее придумывание всегда ведет к негативу». Господин Гафуров считает, что инициатива ведомства отвлечет университеты от «занятия научной деятельностью»: «Нигде в мире такого нет, чтобы университеты отдавали очень много сил на вот такого рода дела и придумки, вместо того чтобы учить».

«Данное предложение, как и многие другие, может быть рассмотрено межведомственной рабочей группой, которая специально для этого и создана. Окончательно решение будет приниматься только после детального и конструктивного обсуждения. Также важно отметить, что любые предлагаемые идеи по совершенствованию процедуры не должны нести негативных влияний на сферу», — сообщили в пресс-службе Рособрнадзора.

Александр Черных, Ксения Миронова

Источник:  Газета «Коммерсант»

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Профессиональные риски: карта производственных травм при выполнении работ в колодцах

Типовые инструкции по охране труда для работников торговли и общественного питания

Планирование работы профсоюзной организации

ГОСТ Р 7.0.97-2016: Общие требования к созданию документов

Комментарии

  • Обсуждающие забыли одно важнейшую деталь: обучающиеся имеют право на выбор условий реализации образовательной программы. Следовательно, их права будут нарушены?

    • Согласна с вами. Обсуждаем вопросы реализации образовательных программ, без учета мнения студентов, как они хотят обучаться: очно или дистанционно.

  • Еще интересная статья «В Минобрнауки сочли неверным полный отказ от очных лекций в пользу онлайн-курсов» https://www.interfax.ru/russia/631741

  • Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о планах «Вышки» радикально сменить формат обучения в ходе международной образовательной конференции EdCrunch 2018. «Мы отменим лекционные занятия в классической форме,.— Думаю, что через пять лет мы точно заменим абсолютно все лекции онлайн-курсами. То есть каждый профессор «Вышки» запишет и будет поддерживать онлайн-курс по своему предмету». https://www.kommersant.ru/doc/3758336

  • Участники парламентских слушаний предложили перейти к балльной системе оценки вузов при выдаче им лицензий
    Контрольно-надзорная деятельность в сфере высшего образования должна быть дебюрократизирована, направлена на оценку качества и уровня знаний, полученных учащимися, считает Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов Подробнее: http://duma.gov.ru/news/28762/

  • Минобрнауки не поддержало идею бессрочной аккредитации вузов Аккредитация высших образовательных учреждений необходима, так как позволяет оценить, насколько та или иная учебная программа соответствует стандартам, что в итоге позволяет сохранять устойчивость работы вузов, считает заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская. Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/6005967

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *