Обновлен порядок расследования причин аварий в электроэнергетике Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в Правила расседования причин аварий в электроэнергетике в целях оптимизации критериев, определяющих аварии, и регламентации процедур их расследования» от 10.06.2016 № 525
В соответствии с установленными Правилами расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории РФ, за исключением аварий на атомных станциях.
Постановлением, в частности, уточнены:
— перечень аварий, подлежащих расследованию органом федерального государственного энергетического надзора либо его территориального органа;
— перечень аварий, причины которых выясняют собственник, законный владелец либо эксплуатирующая организация объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки;
— порядок проведения расследования аварий, осуществляемых собственником, законным владельцем либо эксплуатирующей организацией объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки;
— сроки хранения материалов расследования причин аварии.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. N 525
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРАВИЛА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ КРИТЕРИЕВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ АВАРИИ,
И РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕДУР ИХ РАССЛЕДОВАНИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
- Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 44, ст. 5243; 2011, N 50, ст. 7385; 2015, N 43, ст. 5973).
- Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок формирования комиссий по расследованию причин аварий в электроэнергетике.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июня 2016 г. N 525
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ
В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
1.Пункты 1 — 3 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила определяют порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных станциях.
Технологические нарушения в работе электротехнического оборудования атомных станций, соответствующие критериям, указанным в подпунктах «в(2)» и «ж» — «н» пункта 4 настоящих Правил, расследуются в соответствии с настоящими Правилами. Иные нарушения в работе атомных станций расследуются в соответствии с порядком, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
Расследование причин чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие аварий на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках потребителей электрической энергии (далее — энергопринимающие установки), осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
Расследование причин повреждений (отказов) и (или) разрушений технических устройств, расположенных на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, соответствующих одновременно определениям аварии и (или) инцидента, установленным законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, и критериям аварий, установленным подпунктом «б» пункта 4 и (или) пунктом 5 настоящих Правил, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности и настоящими Правилами.
2.В настоящих Правилах под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению зданий, сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву, пожару и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, нарушению в работе релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или оперативно-технологического управления либо обеспечивающих их функционирование систем связи, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.
3.В соответствии с настоящими Правилами расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, соответствующие указанным в пунктах 4 и 5 настоящих Правил критериям, в том числе технологические нарушения на атомных станциях, указанные в пункте 1 настоящих Правил.».
4.В пункте 4:
а) подпункты «б» и «в» изложить в следующей редакции:
«б) повреждение энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с разрушением, изменением формы или геометрических размеров котла или смещением блоков (элементов) котла или металлического каркаса;
в) повреждение турбины номинальной мощностью 10 МВт и более с разрушением проточной части турбины, изменением формы и геометрических размеров или смещением корпуса турбины на фундаменте;»;
б) дополнить подпунктами «в(1)» и «в(2)» следующего содержания:
«в(1)) повреждение генератора установленной мощностью 10 МВт и более с разрушением его статора, ротора, изоляции обмоток статора, изоляции обмоток ротора;
в(2)) повреждение силового трансформатора (автотрансформатора) мощностью 10 МВА и более с разрушением, изменением формы и геометрических размеров или смещением его корпуса;»;
в) подпункт «г» изложить в следующей редакции:
«г) обрушение несущих элементов технологических зданий, сооружений объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, в том числе произошедшее вследствие взрыва или пожара, если такое обрушение привело к введению аварийного ограничения режима потребления электрической и (или) тепловой энергии (мощности);»;
г) подпункты «д» и «е» признать утратившими силу;
д) подпункт «и» изложить в следующей редакции:
«и) отключение генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящее к снижению надежности Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, при возникновении любого из следующих событий:
разделение Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы на части;
выделение энергорайона, включающего в себя электростанцию (электростанции) установленной мощностью 25 МВт и более (при отключении всех электрических связей с Единой энергетической системой России или технологически изолированной территориальной энергосистемой), с переходом на изолированную от Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы работу, за исключением случаев успешного повторного включения в работу линий электропередачи или электротехнического оборудования действием устройств автоматического повторного включения;
превышение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении длительностью 1 час и более;
применение графиков временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в операционной зоне диспетчерского центра;
внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на величину 100 МВт и более на срок более одних суток, обусловленное невозможностью использования располагаемой мощности электростанции из-за аварийного отключения линий электропередачи или оборудования электрических сетей;»;
е) подпункт «н» изложить в следующей редакции:
«н) нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления, приводящее к одному из следующих случаев потери связи между диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и объектом электроэнергетики или энергопринимающей установкой продолжительностью 1 час и более:
полная потеря диспетчерской связи и дистанционного управления объектом электроэнергетики;
полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи телеметрической информации;
полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи или приема управляющих воздействий режимной и (или) противоаварийной автоматики.».
5.В пункте 5:
а) в абзаце первом слова «выясняют причины возникновения аварий» заменить словами «осуществляют расследование причин аварий»;
б) подпункт «в» изложить в следующей редакции:
«в) повреждение объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6 кВ и выше) в электрических сетях или на электростанции, а также отключение такого объекта действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала, в том числе вызвавшее обесточивание резервных трансформаторов собственных нужд атомной электростанции;»;
в) подпункт «г» признать утратившим силу;
г) дополнить подпунктом «к» следующего содержания:
«к) отключения (повреждения) или разрушения оборудования или устройств, явившиеся причиной или следствием пожара на объекте электроэнергетики.».
6.Пункт 6 признать утратившим силу.
7.Пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
«Собственник или иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация в срок не позднее 24 часов с момента возникновения аварии, указанной в пункте 5 настоящих Правил, принимает решение о создании комиссии по расследованию причин аварии и ее составе.».
8.Пункт 12 дополнить абзацем следующего содержания:
«В расследовании причин аварии, проводимом собственником или иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией, могут (по согласованию) участвовать представители органа федерального государственного энергетического надзора, субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также представители заводов-изготовителей, организаций, выполняющих подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики, научных и иных организаций.».
9.Пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14. Расследование причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня начала расследования.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварии может быть продлен не более чем на 45 календарных дней со дня окончания срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта:
при расследовании причин аварии органом федерального государственного энергетического надзора — руководителем органа федерального государственного энергетического надзора (его заместителем);
при расследовании причин аварии собственником объекта электроэнергетики, иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией — указанными собственником, иным законным владельцем или эксплуатирующей организацией либо уполномоченным ими должностным лицом.».
10.В пунктах 15 и 16 слова «указанных в пункте 4» заменить словами «указанных в пунктах 4 и 5».
11.В пункте 17:
а) в абзаце первом слова «указанных в пункте 4» заменить словами «указанных в пунктах 4 и 5»;
б) в подпункте «м» слово «гидросооружений» заменить словами «гидротехнических сооружений».
12.В пункте 20 слова «указанных в пункте 4» заменить словами «указанных в пунктах 4 и 5».
13.Пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению органом федерального государственного энергетического надзора в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.
Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 5 настоящих Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению у собственника, иного законного владельца объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок либо у эксплуатирующей их организации в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.»
14.Предложение первое пункта 26 после слов «причин аварий» дополнить словами «, указанных в пункте 4 настоящих Правил».
Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Еще статьи:
Расследование причин аварий в электроэнергетике: порядок формирования комиссий
Изменения в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок вступили в силу
Внеплановый инструктаж по охране труда
Специальная оценка условий труда: профсоюз оспорил результаты в суде