Служба охраны труда в организации: когда создается; кто принимает решение о ее создании; кто несет ответственность за ее деятельность и кто контролирует работу службы охраны труда в организации – ответ на эти вопросы в Письме Государственной инспекции труда г. Москвы от 02.02.2021 №77/10-3396-ОБ/18-1299. Мнение Государственной инспекции труда в городе Москве, не является нормативным правовым актом и не обязательно в правоприменительной практике, но интересно для практической работы.
Служба охраны труда в организации: когда создается
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, согласно ч. 1 ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда (далее Служба). При численности работников организации более 50 человек может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Функции Службы могут выполнять организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, имеющие аккредитацию, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Согласно п.14 Постановления Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации» (далее — Рекомендации) численность работников Службы определяет руководитель организации. Численность работников Службы определяется в зависимости от:
- численности работающих,
- характера условий труда,
- степени опасности производств,
- других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.
Служба охраны труда в организации: требования к специалисту
В соответствии с п. п. 17 — 20 Рекомендаций на должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
При этом требования п. 17-20 Постановления Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации» соответствуют ЕКС, но не полной мере соответствуют Приказу Минтруда России от 04.08.2014 N 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»».
Служба охраны труда в организации: кто осуществляет контроль и несет ответственность за деятельностью
Контроль за деятельностью Службы осуществляют:
- руководитель организации,
- служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), — орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда
- органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.
Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.
Скачать Письмо ГИТ Москвы №77/10-3396-ОБ/18-1299 от 02.02.2021
Ольга Софронова
Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Еще статьи:
Как заверить документы правильно с 01 июля 2018 года
Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями-2021
Инструкция по охране труда заведующего дошкольным образовательным учреждением