Меню Рубрики

Рекомендации Роструда по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

Рекомендации по проверке создания и обеспечения системы функционирования управления охраной труда государственным инспекторам труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем утверждены Приказом Роструда от 21.03.2019 N 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

В утвержденных Методических рекомендациях содержатся, в том числе:
• алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
• алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая;
• порядок заполнения отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);
• меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В приложении приведена блок-схема последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих систему управления охраной труда.

Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

Проведение внеплановой проверки у работодателя целесообразно разделить на 2 части:
1-я часть — проверка документов системы управления охраной труда (СУОТ);
2-я часть — проверка рабочих мест.

В рамках проверки документов СУОТ целесообразно изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и другое), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В рамках проверки рабочих мест оценивается соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

Положение о системе управления охраной труда. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

  •  приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;
  •  положение о системе управления охраной труда.

Политика и цели в области охраны труда. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

  • документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;
  • политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда

Анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики. Если у работодателя действует комитет (комиссия) по охране труда, проведение такого анализа может быть оформлено протоколом заседания, на котором рассматривались необходимые для анализа материалы. К таким материалам относятся (но не ограничиваются ими):

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • статистика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
  • предписания органов государственного надзора (контроля);
  • акты проводимого в организации контроля и тому подобное.

Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя). Локальные нормативные акты, подлежащие проверке распределение обязанностей в сфере охраны труда может быть закреплено:

  •  в разделе «Обеспечение функционирования СУОТ» Положения о СУОТ работодателя;
  •  в отдельных локальных нормативных актах;
  •  в планах мероприятий по реализации процедур;
  •  в трудовых договорах;
  • в должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.

Рекомендации Роструда по проверке создания и обеспечения  функционирования системы управления охраной труда

Планирование мероприятий по реализации процедур. Локальным нормативным актом, подлежащим проверке, является План мероприятий по реализации процедур. С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур.

В Плане отражаются:

  •  результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;
  •  общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
  •  ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
  •  сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
  •  ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
  •  источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

  •  положение о ступенчатом контроле;
  •  журналы состояния условий труда первой — второй ступени контроля;
  •  акты по результатам проведения контрольных мероприятий (в том числе внутренних аудитов);
  •  Планы и программы проведения контрольных мероприятий (включая внутренние аудиты).

Реагирование на инциденты, аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

  • документ, которым утвержден порядок выявления потенциально возможных аварий;
  • документ, которым утвержден порядок действий в случае их возникновения;
  • документ, которым утвержден порядок проведения планового анализа действий работников в ходе тренировок, предусматривающий возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля;
  • документ, которым утвержден порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных;
  • документы, акты реагирования на аварии, инциденты и несчастные случаи;
  • планы проведения учений, тренировок и тому подобное по реагированию на аварии и чрезвычайные происшествия.

Оценка условий труда. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

  •  отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  •  документ (распоряжение, приказ), утвердивший комиссию по специальной оценке условий труда;
  •  документы, подтверждающие ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда под роспись (карты специальной оценки условий труда, листы ознакомления работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах).

Процедура подготовки работников по охране труда. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

  •  программа вводного инструктажа, утвержденная работодателем;
  •  приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа;
  •  журнал проведения вводного инструктажа;
  •  программы инструктажей на рабочем месте, утвержденные работодателем;
  •  журналы проведения инструктажей на рабочем месте;
  •  программа обучения работников оказанию первой помощи при несчастных случаях;
  •  перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов);
  •  график проведения проверки знаний требований охраны труда работников организации;
  •  приказы об организации проведения стажировки на рабочем месте;
  •  инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях;
  •  приказ о создании комиссии работодателя по проверке знаний требовании охраны труда (при наличии);
  •  протоколы результатов проверки знаний требований охраны труда;
  •  удостоверения о прохождении проверки знаний требований охраны труда со сроком выдачи не более трех лет, содержащие актуальную информацию о наименовании организации-работодателя и занимаемой должности владельца удостоверения.

Процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

  •  приказ об организации проведения медосмотров;
  •  списки контингентов работников, подлежащих предварительному и периодическому медицинскому осмотру;
  •  поименные списки работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям);
  •  журнал учета выдачи направлений на предварительные и периодические осмотры (обследования);
  •  заключения о прохождении работниками медицинских осмотров;
  •  графики прохождения работниками медицинских осмотров.

Процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

  •  нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам организации;
  •  приказ об обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
  •  личные карточки выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

расследование несчастного случая

Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая

  1. Рассмотрение примера расследования конкретного группового несчастного случая. Краткое описание несчастного случая на АО «Р». Выявление корневой причины несчастного случая.
  2. Проверка организации работодателем процедуры управления профессиональными рисками. Документы, подлежащие изучению:
  • Положение о СУОТ работодателя;
  • перечень выявленных опасностей, упорядоченных исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска;
  • раздел Положения о системе управления охраной труда работодателя, описывающий метод (методы) оценки уровня риска, используемый работодателем и (или) локальный нормативный акт;
  • результаты проведенной работодателем оценки рисков с указанием установленных уровней;
  •  перечень мер по исключению или снижению уровней рисков.

Заполнение отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) формы 4

В целях всестороннего рассмотрения обстоятельств и причин несчастного случая, разработки предложений по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, а также проведения качественного анализа данного несчастного случая целесообразно включать в пункты 3, 4 акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) формы 4 (Приложение N 1 к Постановлению N 73) следующую информацию (может быть включена и другая информация, касающаяся несчастного случая).

Рекомендуется при заполнении пункта 4 формы 4 включать в него следующие сведения об организации работодателем контроля состояния здоровья работников:

  • наличие у работодателя процедуры контроля состояния здоровья работников;
  • наличие лица, назначенного работодателем ответственным за осуществление контроля состояния здоровья работников;
  • прохождение погибшим обязательных медицинских осмотров (обследований) (согласно статье 213 ТК РФ);
  • прохождение погибшим психиатрического освидетельствования (при наличии показаний) (согласно статье 213 ТК РФ);
  • прохождение погибшим предрейсовых  (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров (согласно статье 213 ТК РФ);
  • работа погибшего по графику сменности (при наличии);
  • продолжительность рабочей смены погибшего (в соответствии с трудовым договором);
  • основная причина временной нетрудоспособности работника по листам нетрудоспособности в течение 12 месяцев, предшествующих смерти (запрашивается в отделе кадров или в бухгалтерии предприятии);
  • наличие психоэмоциональное нагрузки при выполнении трудовых обязанностей погибшим, связанной непосредственно с выполнением возложенной на него работы (постоянный контакт с людьми, диспетчеризация процессов, монотонный труд и тому подобное) (из должностной инструкции работника);
  • предоставление работнику регламентированных перерывов в течение рабочего дня/смены (из трудового договора и (или) Правил внутреннего трудового распорядка);
  • наличие задолженности по отпуску за последние 3 года (учетных периода).

административный кодекс

Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

  1. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.
  2. Привлечение к административной ответственности.

Внеплановая проверка может включать два последовательных этапа — мониторинг документов СУОТ (локальные акты, реестры, журналы и иные) и проверка состояния рабочих мест.

Приложение содержит блок-схему поэтапного рассмотрения совокупности взаимосвязанных компонентов, которые вместе образуют систему управления охраной труда.

система управления охраной труда

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПРИКАЗ
от 21 марта 2019 г. N 77

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕРКЕ СОЗДАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

В целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению государственными инспекторами труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации проверки создания системы управления охраной труда у работодателя и ее функционирования при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.
2. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечить:
2.1. обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;
2.2. изучение государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
2.3. использование государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.
3. Управлению государственного надзора в сфере труда (Е.Н. Иванов):
3.1. при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя;
3.2. при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с не рассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьей 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловца.

Руководитель
В.Л.ВУКОЛОВ

Скачать Приказ Роструда от 21.03.2019 N 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

 Напомним, что в соответствии со статьёй 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ,  согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Хранение документов по охране труда

За травмы рабочего, упавшего с высоты, ответит мастер организации

Формы социального партнерства работодателя и профкома по охране труда

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016, как оформить реквизит «адресат»

Комментарии

  • Спасибо, очень полезная и интересная информация. Есть над чем задуматься, сколько локальных актов нужно еще дополнительно разработать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector