Меню Рубрики

Вузы могут разделить на четыре группы

Вузы могут разделить на четыре группы  по предложению ректоров, которые предложили изменить правила аккредитации и лицензирования вузов. Количество вузов ежегодно сокращается, так как вузы не всегда могут подтвердить качество образования и лишаются лицензии.  В 2009 году в России было 1352 вуза, сегодня — около 800.

Тем не менее, по словам председателя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, «через лицензирование и аккредитацию  проходит довольно большое количество не самых лучших вузов». Как сделать процедуру открытой и прозрачной? Не слишком ли много 120 тысяч страниц документов для аккредитации? По каким критериям оценивать вузы? Кто может стать экспертом Рособрнадзора? Эти вопросы обсуждали ректоры на совместном заседании Ассоциации ведущих вузов и Ассоциации «Глобальные университеты».

Ректоры считают нынешнюю государственную систему оценки вузов формальной, устаревшей, избыточной и, главное, забюрократизированной. Почти в каждом  вузе есть специальные работники, которые занимаются вопросами аккредитации и лицензирования.. Они обмениваются бумагами с проверяющими. А как иначе? Только подача заявления на аккредитацию у крупного университета  занимает 20 тысяч страниц текста, а все документы — 120 тысяч!  Проверки в ручном режиме тормозят развитие вузов.

— Ежегодно проходит около 1000 проверок. 50 процентов — выездные, это пять проверок в неделю. Комиссия из 5-8 человек занята проверкой, которая всегда идет по шаблону. Самая распространенная претензия — нет информации о возможностях обучения студентов-инвалидов. Мы проверили — она есть везде, но может быть в разных разделах сайта. Есть вузы, которые учат студентов по своим стандартам. Они всегда выше федеральных. Что делает эксперт? Сопоставляет федеральные и вузовские стандарты. Работа по пропаганде здорового образа жизни среди студентов проверяется по наличию приказа об этом, — рассказал проректор СПбГУ Илья Дементьев.

Его коллега проректор Томского госуниверситета Виктор Демин поясняет: «В 2017 году нам сделали замечание по одной из программ» – наличие общекультурных компетенций», а в 2018 году – «отсутствие общекультурных компетенций».

По мнению ректоров, лицензирование и аккредитация в нынешнем виде тормозят развитие вузов, появление онлайн курсов, открытие сетевых программ, проектную деятельность. При этом требует огромной бумажной работы.

Что предложили ректоры? Ввести выборочные проверки среди студентов по 5-6 ключевым предметам, заменить экспертов Рособрнадзора на уполномоченных от профессиональных ассоциаций, союзов, советов, активно привлекать к проверкам объединения работодателей, использовать для лицензирования и аккредитации результаты мониторинга эффективности вузов, перейти к многоступенчатой оценке. Например,  «очень высокое качество», «достаточно высокое», «среднее», «качество с вопросом», так, чтобы абитуриенты сразу понимали, куда они поступают. Еще предложения: учитывать качество приема (ЕГЭ и олимпиадников), патенты, патентные заявки, число иностранцев в аспирантуре, средний заработок выпускников.

Обе Ассоциации ректоров обратились в правительство с просьбой провести такой эксперимент для вузов, которые работают по собственным стандартам. Это МГУ, СПбГУ, ВШЭ и другие.

В  Российском Союзе ректоров «РГ» рассказали, что готовят предложения по изменению системы аккредитации вузов. А в Рособрнадзоре заметили: «Мы готовы к обсуждению этой темы со всеми заинтересованными сторонами. Рособрнадзор со следующего года планирует перейти на цифровую аккредитацию вузовских программ, позволяющую отказаться от запросов документов. Технология уже разработана и успешно опробована при аккредитации программ РАНХиГС.  Помимо этого подготовлен законопроект по использованию результатов независимой оценки знаний студентов при госаккредитации вузовских программ».

Источник: Российская газета

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

График проведения обучения по охране труда

Программа мотивации профсоюзного членства организации

Охрана труда в студенческих отрядах. Положение (примерное) о трехступенчатом контроле в ССО

Программа вводного инструктажа. Изменения с 01.03.2017

Комментарии

  • Что нужно менять в системе оценки качества высшего образования по мнению ректоров ведущих вузов Подробнее:https://indicator.ru/article/2018/05/13/globalnye-universitety/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector