Меню Рубрики

Об исключении дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)»

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов 08 февраля 2017 года началось публичное обсуждение данного проекта, которое завершится 10 марта 2017 года.

Дублирование отдельных обязательных требований к безопасности условий труда в нормативных правовых актах влечет за собой дублирование действий должностных лиц органов надзора при проведении оценки соблюдения предпринимателями содержащихся в них обязательных требований и, соответственно, допускают возможность «двойного» наказания работодателей (например, в виде штрафов) за одни и те же нарушения обязательных требований.

Разработка проекта федерального закона осуществляется в соответствии с пункт 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 9 сентября 2016 г. № ДМ-П12-58пр и результатам проведенной работы по устранению дублирующих обязательных требований в сфере обеспечения безопасных условий труда предусмотренной пунктом 37 раздела III плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р (далее – дорожная карта).

Во исполнение пункта 37 дорожной карты Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен анализ законодательных и нормативных правовых актов регулирующих в той или иной степени вопросы безопасных условий труда на предмет выявления обязательных дублирующих требований.

Установлено, что имеется дублирование обязательных государственных требований охраны труда, содержащихся в нормативных правовых актах Минтруда России, направленных на сохранение жизни и здоровье работников в законодательных и  нормативных правовых актах других органов (Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Стройнадзора, Росздравнадзора).

Дублирование отдельных обязательных требований к безопасности условий труда установлено в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (санитарных правилах и нормах), в статьях 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации (правилах по охране труда), в статьях 52 и 54 Градостроительного кодекса, в подпункте «5)» части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, что  влечет за собой дублирование действий должностных лиц органов надзора при проведении оценки соблюдения предпринимателями содержащихся в них обязательных требований и, соответственно, допускают возможность «двойного» наказания работодателей (например, в виде штрафов) за одни и те же нарушения обязательных требований.

Указанные обстоятельства требуют четкого разграничения сферы правового регулирования и структуры указанных нормативных правовых актов, а также согласования действий с Минтрудом России при их подготовке и реализации.

Законопроектом предлагается внести отдельные поправки  в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения», разграничивающие  сферы регулирования в зависимости от среды обитания с   частичным разделением уровней компетенции соответствующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Минтруда России, Роспотребнадзора и др.).

Также законопроектом, в целях исключения «конкуренции» норм трудового  и санитарно-эпидемиологического законодательства  в части допуска к работе во вредных условиях труда при превышении гигиенических нормативов, где трудовое законодательство разрешает работу, если предоставлены компенсации и защитные мероприятия, а  санитарно-эпидемиологическое законодательство  запрещает,   предлагается прекращать работу   только в случае не обеспечения защиты работников.

До 25-30% рабочих мест в Российской Федерации с вредными условиями и согласно санитарно-эпидемиологического законодательства   они должны быть закрыты, что в настоящее время не допустимо.

Законопроектом разграничивается производственный контроль на контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соответствию техническим регламентам и контроль за условиями труда в отношение рабочих мест. При этом предлагается осуществлять производственный контроль за условиями труда только в отношение рабочих мест с вредными условиями труда. Также законопроектом предусмотрено, что  установление  порядка осуществления производственного контроля за условиями труда, формы и периодичность его проведения, а также порядка учета при осуществлении  данного контроля результатов специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест проводится по согласованию с Минтрудом России, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Законопроектом вводится обязательное согласование санитарных правил относящихся к государственным требованиям охраны труда с Минтрудом России, что позволит не включать в санитарные  правила требования по охране труда. Т.е. разграничение нормотворческих полномочий между Минтрудом России и Роспотребнадзором.

В целях разграничения полномочий в сфере надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда между Рострудом и Ростехнадзором на опасных производственных объектах законопроектом предлагаются  изменения в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации  в части  исключения положений об  осуществлении государственного надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда федеральными органами  государственного надзора в области промышленной безопасности  и энергетического надзора.

Также, законопроектом уточнено полномочие федерального государственного санитарного-эпидемиологического надзора содержащееся в статье 368 Трудового кодекса  Российской Федерации в части надзора за соблюдением работодателями санитарных норм и правил, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний.

Для разграничения полномочий между Рострудом и Стройнадзором за соблюдением требований охраны труда при строительстве, реконструкции объектов  предлагается внести дополнения в статью 54 Градостроительного кодекса.

Для разграничения полномочий по проведению проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда в учреждениях здравоохранения между Рострудом и Росздравнадзором предлагается внести изменения в подпункт «5)» части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

Законопроектом предусмотрено положение устанавливающее пересмотр федеральных санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-гигиенические требования к условиям труда, изданные до вступления в силу данного федерального закона.

В целях подготовки федеральных санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-гигиенические требования к условиям труда,  предусмотрено отложенное вступление в силу положения статьи 5 закона.

В проекте федерального закона положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не содержится.

Скачать Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector