Эффективный контракт, мониторинг его введения в образовательных организациях высшего образования

Мониторинг внедрения системы эффективного контракта в образовательных организациях высшего образования, проводился среди образовательных организациях Российской Федерации, подведомственных Министерству образования и науки.

Анкеты в вузы были направлены письмом заместителя Министра образования и науки РФ А.В. Повалко от  08.06.2016 № АП 968/02. Срок предоставления заполненных анкет  образовательными организациями 02.07.2016. Обработка данных проводилась с 03.07 2016 по 29.09.2016 силами отдела профессионального образования Центрального совета Общероссийского профсоюза образования и координаторами Координационного совета председателей в федеральных округах. Данные мониторинга актуальны на 02.07.2016.

Ответственные лица вузов вводили первичные данные в форму, которая подписывалась ректором и председателем первичной профсоюзной организации.

Основной целью мониторинга являются:

  • Оценка состояния процесса внедрения эффективного контракта (ЭК) в вузах и обобщение информации о существующих передовых практиках внедрения и реализации систем ЭК.
  • Использование содержательных результатов Мониторинга в целях повышения эффективности защиты прав и интересов работников-членов профсоюза при применении системы ЭК.

Задачами Мониторинга являются:

  • Сбор и обобщение практического опыта внедрения системы ЭК для подготовки рекомендаций и методических материалов профсоюзным организациям работников вузов.
  • Выявление лучших практик создания, внедрения и реализации систем ЭК.

Предметом исследования в рамках мониторинга является информация о состоянии процесса внедрения, реализации и модернизации систем ЭК в образовательных организациях высшего образования.

Всего было получено и обработано 220 анкет вузов.

В мониторинге даны сводные данные по внедрению ЭК по категориям работников:

  • профессорско-преподавательский состав в целом (ППС);
  • деканы (директора институтов);
  • заведующие кафедрами;
  • профессора;
  • доценты;
  • старшие преподаватели;
  • преподаватели, ассистенты;
  • научные работники;
  • учебно-вспомогательный персонал в целом;
  • проректоры;
  • административно-управленческий персонал (начальники управлений, отделов)
  • прочий и обслуживающий персонал.

Анализ внедрения состояния ЭК в отношении ППС, показывает, что вузы условно можно разделить на три группы:

1 группа, в которой система ЭК уже внедрена  42%-92вуза.

2 группа, в которой система ЭК для ППС находится на стадии внедрения 32% -70  вузов.

3 группа, в котором в текущем году система ЭК не планируется 8%-17 вузов.

Остальные 40 вузов (18% от общего количества) не выбрали в качестве ответа на вопрос о состоянии внедрения системы ЭК для ППС ни один из трех предполагаемых варианта.

Распределение образовательных организаций, внедривших и внедряющих  системы ЭК по федеральным округам неравномерное. Наибольшие проценты внедрения показали Дальневосточный федеральный округ (85%), Северо – Западный федеральный округ (85%) и Сибирский федеральный орган (83%). В нижней части рейтинга Северо – Кавказский (61%), Уральский (64%) и Центральный (69%) федеральные округа. В целом представлены данные введения ЭК  по категориям работникам. В большинстве вузов система ЭК внедрялась в первую очередь для ППС, для других категорий работников система ЭК внедрена, если существует система ЭК для ППС.

Система ЭК в образовательной организации высшего образования помимо федерального законодательства – документов Правительства, Министерства образования и науки РФ, рекомендаций Министерства труда РФ, регулируется собственными документами – локальными нормативными актами (ЛНА).

Из 220 вузов, участвующих в мониторинге, 211 вузов прислали локальные  нормативные акты или указали наименование документа, регулирующего введение ЭК, в основном это Положения об оплате труда образовательной организации.

20% документов  регулируют исключительно системы ЭК (приказы и положения).

Отличие формы эффективного контракта  от традиционной формы, изложены в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н). В соответствии с указанным документом эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективной деятельности для назначения стимулирующих выплат, а также меры социальной поддержки.

Перечень условий, включаемых в трудовой договор, определяется Рекомендациями Минтруда России. В большинстве в ЭК включают такие позиции, как:

  • Показатели и критерии оценки эффективности деятельности (80%),
  • Условия для назначения стимулирующих выплат в зависимости от оценки эффективности деятельности (79%),
  • Периодичность стимулирующих выплат в зависимости от оценки эффективности деятельности (66%),
  • Размер  стимулирующих выплат в зависимости от оценки эффективности деятельности (61%),
  • Конкретизация трудовых обязанностей (57%).

Большинство (52%) вузов упомянули о принципе добровольности перехода работников на ЭК и возможность работать в рамках действующего трудового договора (20%). В 33% организаций установлен принцип обязательности перевода на систему эффективного контракта, а в 31% организаций работников предупреждают о возможности расторжения трудового договора в случае отказа от работы в условиях ЭК.

Более подробно в «Отчете мониторинга внедрения системы эффективного контракта в образовательных организациях высшего образования».

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Повышение эффективности финансовой деятельности образовательных организаций обсудили на семинаре Минобрнауки России

Специальная оценка условий труда: профсоюз оспорил результаты в суде

Уполномоченный по охране труда: формы и планирование работы

Планирование работы профсоюзной организации

Делопроизводство профсоюзной организации

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *